Мы разработали проект школьного технопарка "Комплексная мастерская". Данный проект рассчитан на расширение технического кругозора детей на уроках технологии. Также рекомендован к внедрению как коммерческие кружки технической направленности. Разноплановость работ в одном помещении также перспективно для сельских школ, где может наблюдаться дефицит учебных площадей. Школьный технопарк "Комплексная мастерская" является начальным элементом в цепочке последовательных действий по выращиванию современных технических кадров. Если хотите получить материалы и коммерческое предложение по проекту - заполните пожалуйста форму и наши специалисты оперативно Вам всё предоставят.
Более подробную информацию о процессах, повлиявших на создание школьного технопарка "Комплексная лаборатория" читайте ниже в статье
"Анализ профориентационных мероприятий на процесс подготовки технических специалистов будущего"
Автор: Гаврилов О.С.
Современный человек не сможет нормально существовать без благ научно-технического прогресса. Искусственно созданная среда делает жизненно необходимым процесс её развитие для прогрессивного существования человечества.
Именно поэтому крайне важную роль для общества играют технические специалисты. Естественно, остро стоит вопрос квалифицированной профессиональной подготовки. Проблема подготовки специалиста в основном сейчас связана с актуальностью квалификационных знаний. Это происходит в связи с тем, что в новейшее время развитие техники и технологий происходит с чрезвычайно высокой скоростью. В результате: ни одна из существующих в мире государственных систем образования не успевает выпустить специалиста «в ногу со временем».
Одной из попыток сокращения разрыва в качестве подготовки технических кадров на сегодняшний день считается профориентация школьников. Как правило, это комплекс мероприятий, направленных на знакомство детей с существующими производствами и востребованными профессиями. Также особую популярность приобрели мероприятия по подготовке школьников по тем или иным компетенциям, конечным итогом которых является проведение соревнований.
Считается, что данные мероприятия сильно влияют на формирование осознанного взгляда на то или иное техническое направление, а приобретённые профессиональные навыки помогут на более раннем этапе вести подготовку будущего специалиста, что повысит его качество. В реальности всё, конечно, часто идёт по незапланированному сценарию, а мероприятия соревновательного характера, например, нередко являются отражением эгоизма взрослых, готовивших ребят. В результате школьники не только не проявляют интерес к той или иной профессии, а наоборот начинают ненавидеть весь этот процесс.
Что же всё-таки дают человеку профориентационные мероприятия? В каком виде их нужно проводить, чтобы в будущем школьник осознанно связывал свою жизнь с техническим направлением и, как итог, становился высококвалифицированным специалистом?
Для ответа на данные вопросы обратимся к когнитивной нейробиологии – науке, изучающей деятельность мозга. Человеческий мозг подростка аналогичен мозгу взрослого человека по размерам, но не по развитию. В возрасте до 20-25 лет у человека только «зреют» лобные доли – участки мозга, отвечающие за принятие решений, умение планировать и формировать перспективы. Именно поэтому подростки часто принимают «необдуманные» решения. Таким образом, требовать от школьника кем он хочет стать в будущем по объективным причинам бесполезно, а соответственно польза от профориентационных мероприятий ставится под сомнение. Разобраться в данном заключении нам также поможет наука о деятельности мозга. Наш мозг очень мощная аналитическая машина, формирующая общую картину мира на основании входных сигналов органов чувств. Мозг обрабатывает данную информацию, а затем сформировавшиеся образы «показывает» нашему сознанию. Аналитику мозг проводит постоянно, формируя при этом определённые информационные шаблоны, которые используются нашим сознанием. Таким образом, чем больше информации получит мозг, тем более сложные «шаблоны знаний» сформируется. Систематизируя данные, мозг как бы играет в своеобразный «тетрис», чтобы далее эти массивы данных быстро «всплывали» в памяти при взаимодействии с похожими структурами внешней среды.
Отдельно следует отметить, что максимальное восприятие информации происходит именно при выполнении, каких либо практических действий человеком. Это очевидно, так как в мозг поступает максимальное количество входящих сигналов. Поэтому очень важны мероприятия с максимальными практическими действиями учащихся. Например, столярные и слесарные работы позволяют получить первоначальные сведения об обработке различных материалов, о свойстве этих материалов. Эти сведения в дальнейшем закрепляются при работе на ручных токарных и фрезерных станках, дополняя «технический информационный шаблон» в мозге информацией об увеличении производительности труда, понятии точности размеров, допусках и посадках, шероховатости поверхности и пр. Переход к обработке на станках с ЧПУ дополняет полученные знания информацией о практическом применении программирования и автоматизации, а также формируют понятия о технологии изготовления деталей… и так далее. К процессу подключаются другие виды обработки: аддитивные технологии, лазерная резка. Изучение с помощью специального учебного оборудования аналоговой и цифровой электроники, микроконтроллеров даёт понятия об основах процессах, происходящих в системах управления любых автоматизированных систем. Вся эта входящая информация структурируется и обрабатывается мозгом, создавая фундамент технических знаний. При этом учащийся пока ещё не может самостоятельно сформулировать свои пожелания в выборе профессии. Не новость, но, возможно он даже не станет токарем и фрезеровщиком, хотя достаточное время посвятил работе на станках, зато багаж технических знаний, сформировавшийся в его мозге с помощью профориентационных мероприятий, будет влиять на формирование целей по мере взросления и развития его лобных долей мозга. Человек сам начнёт постепенно видеть и отдавать предпочтения тому или иному виду техники: обработке материалов, системам управления или приводной технике или тому виду техники будущего, которое ещё не сформировалось, и в силу быстрого развития, человечество пока не в силах это предсказать. Таким образом, профориентация формирует собственный взгляд на развитие будущего специалиста, а не заставляет учащихся заниматься тем или иным направлением, которое человечеству кажется актуальным на данный момент.
Начальную профориентацию целесообразно проводить в комплексных мастерских. Комплексность заключается в следующем:
В помещении учебная зона рабочих мест учащихся реализована на базе 12 универсальных верстаков для возможности проведения, как слесарных, так и столярных работ.
Расширение спектра проводимых работ уместно с помощью станков модульной конструкции. Такие станки позволяют обрабатывать такие материалы как пластик, цветные металлы, сталь. Токарные и фрезерные станки позволяют закрыть основной спектр механической обработки материалов резанием. Также, модульная конструкция станков позволяет путём небольших преобразований (на токарном станке: снять резцедержатель, установить подручник, установить вместо трёхкулачкового патрона поводковый центр и использовать инструмент для деревообработки; на фрезерном станке: установка входящего в комплект сверлильного патрона и использование фрез для деревообработки) использовать данное станочное оборудование для деревообработки в широком спектре.
Станки одним движением устанавливаются на верстаки учащихся, и в случае проведения работ не связанных с механической обработкой могут быть оперативно убраны на стеллажи зоны хранения оборудования.
Для обеспечения формирования у учащихся комплексного взгляда на обработку материалов, а также для развития возможностей комплексной мастерской в состав оборудования дополнительно включены:
Учебная зона ЧПУ, состоящий из токарного и фрезерного станка с ЧПУ модульной конструкции;
Учебная зона лазерной обработки состоит из лазерно-гравировального станка достаточной мощности для резки фанеры, пластика и пр. материалов;
Учебная зона 3D, состоит из двух 3D принтеров хорошей производительности и точности.
Обеспечить работу всех автоматизированных станков возможно с помощью подключения к ним ноутбуков мобильного класса. На всех ноутбуках предустановлено ПО для работы на станках с ЧПУ, 3D Принтере и лазерном станке. Это позволяет каждому учащемуся самостоятельно проводить разработку любого своего проекта, технологии обработки всех деталей входящих в проект, а также самостоятельно планировать и отрабатывать технологическую карту (то есть документ регламентирующий последовательность технологических операций на том или ином оборудовании входящим в состав мастерской), с учётом работы на различном оборудовании. При этом необходимо налаживать взаимодействие с одноклассниками, выполняющими свои проекты, для наиболее эффективной работы. Регулятором взаимодействия здесь является преподаватель – так называемый «Главный инженер мастерской». Учащиеся в мастерской являются как бы работниками учебного предприятия, в котором руководство технологических процессов осуществляет преподаватель.
Изучение условных производственных процессов было бы не полным, если бы не учитывали вопросы автоматизации производства. Данные вопросы целесообразно изучать с помощью комплекта оборудования «Основы мехатроники и программирования микроконтроллеров» в виде конструктора электромеханического с цифровым управлением. Здесь из знакомых всем металлических деталей создаются модели машин и оборудования машиностроительных производств таких как: рольганг, пресс, молот и др. при этом изучается их механика работы. При сборке моделей учащийся формирует навыки сборочных операций, а также изучает основные виды механических передач применяемых в машиностроении. Далее учащиеся работают с системой управления, представленной в виде современного промышленного микроконтроллера. Программирование также производится на промышленном языке, что сильно приближает процесс к реальному, производственному. Программирование производится также на учебных ноутбуках, входящих в мобильный класс. Хранение конструкторов также производится на стеллажах для оборудования.
Формирование блока информации о физических процессах, происходящих в микроконтроллерах также целесообразно проводя занятия на стендах «SumOm», где изучаются основные элементы аналоговой и цифровой электроники, операционные усилители и пр.
Таким образом, вышеизложенное взаимодействие с оборудованием, а также отладка совместной работы с ориентацией на максимальный результат формируют определённый фундаментальный багаж технических и организационных знаний, которые в дальнейшем помогут самостоятельно сформировать тот или иной путь развития будущего технического специалиста. Обращаю внимание, что мы сейчас не можем со стопроцентной вероятностью заявлять о пути развития производства будущего, но производственные коммуникационные взаимоотношения между специалистами будут такими же. Наполняемость же мастерской со временем развития техники будет пополняться соответствующим дополнительным оборудованием.
Вывод. Внедрение комплексных мастерских в школах позволяет формировать у учащихся фундаментальный объём технических знаний и развивать коммуникативные навыки при работе в команде на достижение максимального результата. Данные знания напрямую не влияют на выбор профессии. Это происходит главным образом из-за недостаточной развитости лобных долей мозга, отвечающих за принятие решений, но по мере взросления человека и, соответственно, их развития, структурированные технические знания, приобретённые учащимися, помогают в дальнейшем самостоятельно сформировать перспективное направление для развития будущего технического специалиста.
Данный проект рассчитан на расширение технического кругозора детей на уроках технологии. Также рекомендован к внедрению как коммерческие кружки технической направленности.
Разноплановость работ в одном помещении также перспективно для сельских школ, где может наблюдаться дефицит площадей.
Для получения комплекта материалов и коммерческого предложения по проекту заполните пожалуйста форму: